Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио был создан в 1970 году. Организатором и бессменным руководителем хора на протяжении долгих лет был народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, профессор Виктор Сергеевич Попов. Сейчас хор носит имя своего создателя. Художественный руководитель и главный дирижер Большого детского хора, Заслуженный артист России Анатолий Кисляков успешно воплощает традиции и идеи своего педагога.

В беседе с корреспондентом «Музыкальных сезонов», журналистом Виктором Александровым Анатолий Кисляков поделился планами гастролей юбилейного года БДХ, какие творческие задачи ставит перед собой коллектив, ну и конечно, в орбите внимания диалога — персона Виктора Сергеевича Попова, основателя выдающегося легендарного коллектива.

Виктор Александров: Анатолий Львович, весь нынешний год проходит под знаком юбилея В.С. Попова. Когда вы приняли руководство Большим детским хором, какие решения и задачи поставили перед собой в работе с ним?
Анатолий Кисляков: Да, сейчас мы празднуем 55-летие с момента основания Большого детского хора. 36 лет им руководил Виктор Сергеевич Попов. А в 2006 году, за два года до своей кончины, он передал коллектив в мои руки с надеждой, что хор сохранит свое лицо и будет продолжать выступать и радовать своих слушателей. В Большом детском хоре я работаю с 2000 года. Виктор Сергеевич меня привел туда и определил вектор работы, назначил главным дирижером, а сам сохранил за собой должность художественного руководителя. Впервые я услышал Большой детский хор в детстве, когда мы ездили в Артек с группой хора мальчиков, в котором я пел и группой детей из Большого детского хора. Ну а затем в 90-е годы мы пересекались уже в концертах, когда мужской хор и хор мальчиков выступали совместно с Большим детским хором. Так что, для нас Большой детский хор — это, конечно, такое же родственное создание Виктора Сергеевича Попова, как и Академия хорового искусства, которую он основал в 1991 году.

В.А. Изучая феномен художественной деятельности выдающегося хормейстера и педагога, еще раз убеждаешься в том, что хор, созданный им – это нечто большее, взывающее к идее соборности. Каким Вам запомнился Виктор Сергеевич в работе и общении?
А.К. Виктор Сергеевич Попов — это уникальный дирижер, хормейстер. В чем же сила его таланта? Наверное, в том, что он неповторим и не похож на других хормейстеров. Кредо Виктора Сергеевича всегда составляла огромная увлеченность в работе, высокая требовательность, сопряженная с необычайным профессионализмом. За какое бы произведение он не брался, ему не нужно было готовиться, он уже знал все о композиторе — о том стиле, который представлял данный автор, досконально представлял литературный текст, находил какие-то сравнения и пересечения. Мы всегда ждали его рассказов и историй о композиторах. Ну, например, кто такой Моцарт или Бах? И Виктор Сергеевич, нам, молодым мальчишкам о них увлеченно и познавательно рассказывал. Я помню, когда мы пели на немецком языке «Страсти по Иоанну» Баха, Виктор Сергеевич сам сделал перевод с немецкого. А нам тогда, как вы понимаете, в советское время, о жизни Иисуса Христа и последних днях Спасителя никто ничего не рассказывал.

В.А. Виктор Сергеевич всегда оставался жертвенником и настоящим подвижником хорового искусства. Сохранилась ли сегодня в коллективе роль осознания пения как основы национальной идеи?
А.К. Конечно! Виктор Сергеевич считал, что народная песня, и прежде всего, русская народная песня — это наше национальное богатство. Он столько писал и говорил о том, как сохранить народную песню, что это неповторимые образцы примеров, которых нет у других народов. Говоря о русской протяжной песне, он объяснял, что такие шедевры, как «Вниз по Матушке по Волге» или «Ах ты, степь широкая» — это все протяжные песни, о том, что в России Волга необычайной ширины и длины, бесконечная река, посреди которой необозримые степные просторы. Выйдешь на берег Волги, оглянешься вокруг, а степь простирается до горизонта и не видно ее конца. Русский народ очень талантлив, самородки еще не перевелись в нашей стране. Когда люди отмечали праздники, то без пения никак не обходилось. Только один голос начинал вести свою линию, как второй подстраивался и пел уже свой мотив, в то время как следующие голоса поочередно присоединялись к этому благозвучию. Каждый раз песни звучали по-новому, во многом обуславливая импровизационность, предвосхищая заранее услышать благозвучие, а не диссонирующие звуки. Так было и в сельской местности, а потом в городах, когда стала развиваться промышленность. И вот это наследие всеми силами Виктор Сергеевич пытался сохранить, в том числе и в Большом детском хоре. Он воспитывал детей и объяснял им, что вообще представляет народная песня, и какой смысл в себе она несет.

В.А. А современная музыка присутствовала в его орбите внимания?
А.К. Вы знаете, это был вообще его конёк. То, с каким задором и увлечённостью он проявлял интерес к творчеству Пахмутовой, Рубина, Карганова, Дмитриева и других композиторов-современников, можно было только поражаться! Виктор Сергеевич с ними встречался, советовался по поводу исполнения, выпытывал все, что касалось авторского замысла! А с каким восхищением он работал над крупными хоровыми партитурами Георгия Дмитриева: «Завещание Гоголя», Всенощная, «Старорусские сказания» – это все большие полотна для смешанного хора a capella, длящиеся по 40 минут и более. На Гостелерадио Виктор Сергеевич с Большим детским хором осуществил около трех тысяч записей. Освоить такое большое количество музыкального материала было немыслимо. И здесь его единомышленниками становились известные коллективы, среди которых Эстрадно-симфонический оркестр под управлением Юрия Силантьева. Невозможно стереть из памяти встречи наших детей с такими корифеями вокального искусства, как Муслим Магомаев, Юрий Гуляев, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдуард Хиль. Какое было славное время! Интереснейшие годы, есть что вспомнить! Виктор Сергеевич после себя оставил необъятный репертуар для Большого детского хора. Тогда коллектив принадлежал Гостелерадио СССР, и там была детская редакция, которая управляла репетиционным и концертным процессом. И главной задачей для хора являлась пропаганда советской детской музыки. Как можно забыть такие шедевры, как «Беловежская пуща», «Дикая собака Динго» Пахмутовой, или песни Евгения Крылатова: «Прекрасное далёко», «Крылатые качели», «Лесной олень», песни Шаинского из мультфильмов «Голубой вагон», «Улыбка», «Крокодил Гена». Всего перечислить невозможно. Виктор Сергеевич считал, что одним жанром песни ребенок сыт не будет. Он не приобретёт для себя столько вокальных и хоровых навыков, сколько даёт жанровое разнообразие. Поэтому, обязательно дети пели четырёхголосные полифонические фуги Баха, части из духовных концертов Бортнянского, Березовского. Хор исполнял произведения западноевропейских классиков — Брамса, Моцарта, Генделя, Гайдна, Шуберта, современных композиторов, как, например, опусы бразильского композитора Эйтора Вилла-Лобоса и французских авторов Артюра Онеггера и Франсиса Пуленка.

В.А. Анатолий Львович, как менялся репертуар коллектива уже в постсоветское время, оно же диктовало свои законы?
А.К. Безусловно, время не стоит на месте, что-то меняется, другим становится общество. Мы этого не можем не замечать, как и обновление самого репертуара. В искусстве смена процессов происходит значительно медленнее, чем в науке и технике. Если раньше композиторы сочиняли в академической манере и развивали современные средства музыкальной выразительности, усложняя их каждый раз, что часто бывало оправдано, как например, в произведениях Владимира Рубина и Георгия Дмитриева, то нынешнее поколение авторов старается уйти от этого. Сейчас идет тенденция на упрощение, чтобы песни были доступны людям. А с другой стороны композиторы даже в детских песнях любят немножко пофилософствовать. С такими примерами мы столкнулись в прошлом году, когда Министерство культуры Российской Федерации впервые организовало конкурс детской песни «Мелодии детства». 15 таких произведений жюри высоко отметило, и Большой детский хор эти песни исполнил. Детям это нравилось, они с удовольствием пели.

В.А. И вы их уже включаете в программы выступлений?
А.К. Да, недавно мы пели две из них в Калужской филармонии на нашем концерте.

В.А. Какое значение Виктор Сергеевич придавал процессу репетиции?
А.К. Репетиции с ним всегда становились каким-то внутренним бесконечным праздником. Виктор Сергеевич неизменно находил в них что-то новое и необычное. Он заражал своей кипучей энергией, интересом к работе, желанием раскрыть музыкальное сочинение передавал хору, своим воспитанникам. Я никогда не забуду его феноменальную работу над финалом Девятой симфонии Бетховена. С каким увлечением он рассказывал о том, как построено это произведение! Виктора Сергеевича слушали с неослабевающим интересом не только мальчишки 9−12 лет, но и взрослые студенты, которым было уже за 20. И сразу захотелось это произведение исполнить еще раз, чтобы убедиться самим воочию, о чем Виктор Сергеевич нам всем рассказывал. Например, если это зарубежное сочинение на немецком или латинском языке, он всегда добавлял что-то свое. И вот этот личный взгляд раскрашивал замысел произведения, в том числе исполнения с оркестрами под управлением Михаила Плетнева и Владимира Спивакова. Когда участвуешь в грандиозном творении Бетховена, происходит такая одухотворенность, наверное, у большинства, а может, и у всех участников хора.

В.А. Это правда. Из Хоровой Академии вышло немало звезд мировой оперной сцены, которых сегодня слышит и знает весь музыкальный мир. И многие из них вспоминают с особой теплотой свое хоровое прошлое. Достаточно вспомнить таких воспитанников, как Динара Алиева, Дмитрий Корчак, Василий Ладюк, Николай Диденко.
А.К. Они все вышли из хора. И эта профессия заложила в них основы вокального мастерства – прежде всего, умение владеть дыханием, артикуляцией, распоряжаться звуком и следить за дикцией. Все это было уже предопределено Виктором Сергеевичем Поповым, а потом уже каждый из них индивидуально развивался, в силу своих качеств и возможностей. Многих выпускников хора Виктор Сергеевич приглашал в Академию Хорового Искусства. Ребята получили достойное музыкальное образование. И сегодня блистают на мировой оперной сцене, и, дай Бог, пусть ещё много лет радуют слушателей своим вокальным мастерством.

В.А. Как вы считаете, создать сводный хор из выпускников разных лет – это непростая задача?
А.К. Это первоначально была идея Виктора Сергеевича Попова, когда на одном из первых таких юбилеев он собрал в Колонном зале Дома союзов огромный сводный хор – 250 или 300 воспитанников Большого детского хора – такая огромная стена хористов образовалась. И как только они запели «Беловежскую пущу», а потом «Песню о мечте» мурашки бежали по телу! Ну а сегодня мы часто собираемся разными составами, в том числе на юбилейные даты. Последние несколько лет встречаемся один раз в неделю. Людям нравится петь, они по зову своего сердца уделяют один вечер, чтобы собраться вместе, попеть и вспомнить общее прошлое.

В.А. В этом году вам предстоит вместе с хором участвовать в грандиозном гастрольном туре по разным регионам страны.
А.К. Да, у нашего коллектива запланировано много выступлений, связанных с юбилейной датой. Одно из них состоялось в галерее Шилова. Мы представили вниманию публики 55 песен, собранных по количеству наших лет. И как интересно, слушатели, имея список из этих 55, могли попросить хор исполнить любую. Мы за полтора часа успели спеть 26 песен из этого списка. Больше уже и время не позволяло, да и дети устали. Еще один концерт с участием пяти возрастных групп хора прошел в Светлановском зале Московского Дома музыки 13 апреля. Впереди нас ждет праздник хоровой музыки на открытом воздухе. В середине мая мы споем воскресным днем в саду Эрмитаж. Это тоже будет одна из кульминационных акций, связанных с юбилеем Большого детского хора. А в начале мая у нас запланированы гастроли в Минск, где хор воспитанников примет участие в конкурсной программе в нескольких номинациях. Творческая жизнь нашего коллектива не прерывается, мы будем стараться ее делать лучше и разнообразней.

Музыкальные сезоны ,
19 апреля 2025, беседовал Виктор Александров

Меню