Предыдущая запись
ШАИНСКИЙ ФЕСТ. Репортаж т/к 360
Следующая запись
Мюзикл «БАЛЛАДА О МАЛЕНЬКОМ ГЕРОЕ»

АНАТОЛИЙ КИСЛЯКОВ: «ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ХОРА БЕЗГРАНИЧНЫ»

АНАТОЛИЙ КИСЛЯКОВ:

«ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ХОРА БЕЗГРАНИЧНЫ»

 

Большой детский хор имени В.С. Попова – один из самых известных детских коллективов, существующий уже более полувека. Можно сказать, что в 1970 году Виктор Попов создал своего рода экспериментальную модель детского хора нового типа, которая теперь внедряется повсеместно. Состав хора делится на 5 групп: группу 4-летних детей (младшая подготовительная), подготовительную, младшую, среднюю и старшую, которые выступают как самостоятельно, так и в составе сводного хора. Художественный руководитель и главный дирижер хора в настоящее время – Заслуженный артист России Анатолий Кисляков. Он рассказал об основных задачах, которые приходится решать в репетиционном процессе, и о художественных вызовах сегодняшнего дня.

 

– В репертуаре детского хора встречаются сочинения классиков, изначально не предназначенные для детских голосов. Например, «Вокализ» Рахманинова. Расскажите о практике адаптации сочинений смешанного хора для детского.

– Действительно, когда Большой детских хор создавался в 1970 году, то его основатель Виктор Сергеевич Попов следовал традициям, полученным от своего учителя Александра Васильевича Свешникова. Дети должны исполнять всё, что они могут исполнить, и всё, что им нравится. А это и классическое сочинение, и народные песни, современная и старинная музыка… Среди этого огромного репертуара есть произведения инструментального плана или написанные для сольного голоса, как, к примеру, «Вокализ» Рахманинова. Как мы знаем, сочинение было создано для сопрано с оркестром и предназначалось для Антонины Неждановой, а потом стало настолько популярным, что его стали исполнять духовые, струнные инструменты, появились переложения для хора. Для детского хора сделал потрясающую аранжировку, на мой взгляд, воспитанник Московского хорового училища Степан Михайлович Соснин, сумев сохранить полифонию, присущую Рахманинову в этом произведении. Есть и такие примеры: существует Свешниковское переложение для смешанного хора «Грёз» Шумана, на основе которого Владислав Геннадьевич Соколов сделал обработку для детского хора, или когда-то Балакирев сделал хоровую транскрипцию романса Глинки «Венецианская ночь», а потом Виктор Сергеевич Попов, взяв это за образец, адаптировал для детского хора.

 

– Вы упомянули идею Виктора Попова о том, что дети должны петь, в общем-то всё. Однако, есть ли репертуарная стратегия в детском хоре – в каком возрасте, к примеру, вы начинаете приобщать детей в духовной музыке или к патриотическим песням? Или такого разграничения нет?

– Безусловно есть. Например, младший хор состоит из детей семи-девяти лет. Про то, что им в этом возрасте интересно, они поют с удовольствием. И это не только «зайчики-белочки». Вот вы упомянули патриотические произведения: они есть и для младших школьников, которые с энтузиазмом их разучивают. Потому что когда мы отмечаем очередную годовщину Победы в Великой Отечественной войне, дети видят по телевизору парад на Красной площади, украшения наших улиц, и это всё влияет на них, они как-то тоже хотят приобщиться к жизни взрослых. В прошлом году наш Младший хор записал песню «У могилы неизвестного солдата» – это был для них интереснейший опыт. А что касается духовной музыки, она, конечно, для более старших ребят: мы начинаем потихонечку её вводить на уровне среднего хора. Духовная музыка – огромный пласт, сюда входит не только наша православная музыка, но и произведения Баха, Моцарта и других зарубежных классиков. В своё время Виктор Сергеевич Попов сделал множество переложений – с простой двухголосной либо с элементами трёхголосия фактурой – произведения Баха, Моцарта, которые в СССР пелись на русском языке, а в дальнейшем они стали исполняться и на языке оригинала.

 

– Эти переложения, они изданы и доступны любому хоровому коллективу, или это ваш эксклюзив?

– Не все. Часть этого репертуара мы уже издали и планируем продолжать эту деятельность. Но должна быть проведена большая работа, потому что в библиотеке многое до сих пор хранится в рукописях. Хорошо, что все эти обработки сохранились: для детского хорового коллектива исполнение полифонических сочинений Гайдна, Моцарта, Генделя даёт большой творческий рост.

 

– Знаю, что Ваш хор часто приглашается в различные театрализованные проекты. Мы с вами принимали участие в «Мэри Поппинс» на музыку Максима Дунаевского и «Город в табакерке» по произведениям Владимира Одоевского. Там от хора требовалось не только петь, но и быть участником постановки. Используете ли вы в своей практике сценическое движение, и как в целом относитесь к направлению «Танцующий хор»?

– Это действительно были интересные проекты Московской консерватории. Мы с благодарностью о них вспоминаем, еще я бы назвал «12 месяцев», показанные в Рахманиновском зале. А в этом году мы поставили что-то вроде мюзикла по поэзии Корнея Чуковского, спектакль идет чуть больше часа, в нем дети активно двигаются, выполняя задания хореографа. Мне кажется, что когда сценическое движение оправдано, оно дополняет и находится в тесной взаимосвязи с музыкой, с поэзией, которую хор исполняет. Но когда это надумано, просто для того, чтобы подвигаться, мне кажется, тогда не следует этим злоупотреблять.

 

– В тех проектах, о которых мы говорим, использовалась музыка современных композиторов разных поколений: Максима Дунаевского, Кузьмы Бодрова, Екатерины Бузовкиной… А что-то ультра-авангардное появляется в репертуаре детского хора?

– На протяжении всей творческой жизни Большого детского хора с коллективом сотрудничали современные композиторы: в 1970-е годы писали такие произведения Томас Карганов, Владимир Рубин, позднее – Георгий Дмитриев, сейчас мы исполняем произведения молодого композитора Сергея Гудкова. Но я всегда вспоминаю слова Виктора Попова, что современный композитор отражает те мысли, которые сейчас в его сознании, а мы, артисты, иногда немножко отстаем. Композитор-художник двигает искусство вперед, порой опережая свое время, а мы, постигая его язык, осваивая его приемы, средства выразительности, догоняем его.

 

– Поёт ли детский хор сложные современные сочинения, где есть переменные метры, интонационные сложности? Как вы разучиваете такие сочинения?

– Многие произведения идут от текста: вот взять Александру Николаевну Пахмутову. В её цикле «Земля моя златая» на стихи Есенина есть миниатюра «О Матерь Божья», написанная в нессиметричном размере. То же самое мы встретим у Дмитриева, в его Stabat Mater на текст Ахматовой, у Ларина в «Трёх песенках» на стихи Корнея Чуковского, где идёт постоянная смена размера – семь, три, пять, четыре. Но всё это обусловлено стихами, дети привыкают и с удовольствием исполняют, им даже нравится, что идет метрическая перебивка.

 

– Вообще считается, что дети в силу того, что у них нет такого большого музыкального опыта, даже иногда не знают, что какие-то вещи сложны. Например, в Детском музыкальном театре имени Н. Сац показывали сочинения Штокхаузена «Маленький Арлекин»: дети с удовольствием смотрели постановку и слушали совершенно атональную музыку, не задумываясь о том, что это авангард, и действительно получали удовольствие.

Расскажите, что у Большого детского хора в ближайших планах?

– Мы традиционно работаем в разных направлениях: сотрудничаем с композиторами, которые создают песни, созвучные современным детям, готовимся в концертам – будет ряд духовных программ на Рождество, Пасху. Также в планах у нас новая постановка, связанная с патриотической темой. Делаем по заказу Министерства культуры России.

– Вижу, ваш хор востребован и живет активной жизнью…

– Да, у хора, как было в общем-то всегда, примерно 50-60 выступлений в год. Достаточно много, учитывая, что дети сейчас ужасно загружены в школе, у восьмиклассников-девятиклассников бывает по восемь уроков чуть ли не каждый день – это сумасшедшая нагрузка, а они еще успевают и на хор прибежать. За это им большое спасибо.

 

Беседовала Евгения Кривицкая

«Исполнительские аспекты интерпретации хоровых партитур современных авторов».

Статьи. очерки, интервью. Москва 2023

 

Из предисловия:

В 2023 году Академия хорового искусства имени В.С. Попова продолжила серию творческих и образовательных проектов, проводимых под эгидой федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» Министерства культуры Российской Федерации. В одном из них под названием «Исполнительские аспекты интерпретации хоровых партитур современных авторов» – интервью Заслуженного артиста России, доцента, художественного руководителя и главного дирижера Большого детского хора имени В.С. Попова Анатолия Кислякова.

 

Меню